ДООП_Волейбол

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛЕЙБОЛ»
Физкультурно-спортивная направленность
Возраст детей: 15-18 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Саламатин Владимир Павлович
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2019

Пояснительная записка
На уроках физической культуры обучающиеся получают определенные
навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено
небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве
овладеть навыками игры. Данная программа позволяет обучающимся получить
определённые навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению
костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в
организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития
своего тела, красоты и выразительности движений.
Данная программа основывается на законодательной базе, определяющей
развитие дополнительного образования детей в нашей стране:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» и Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Направленность дополнительной образовательной программы волейбола
- физкультурно-спортивная.
Уровень освоения программы – стартовый.
Адресат программы - обучающиеся 15-18 лет.
Срок реализации программы 2 года. Режим занятий – 3 раза в неделю по
1,5 академических часа. Объём программы – 306 часов.
Форма занятий – очная.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено
уделить большее количество учебных часов на разучивание и
совершенствование тактических приемов, что позволит обучающимся идти в

ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в
волейболе.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время
происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество
детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в
особенности опорно-двигательного аппарата. Укрепление здоровья школьников
является одной из важнейших задач социально-экономической политики
нашего государства.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, так как она разработана
на основе типовых программ физкультурно-спортивной направленности.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе
современных педагогических технологий, способствующих сохранению
здоровья обучающихся, активизации познавательной деятельности, мышления,
формирования личностных качеств.
Цель программы – всестороннее физическое развитие подростков и
совершенствование двигательных и морально-волевых качеств средствами
изучения спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
Обучающие:
1. Познакомить с историей развития волейбола.
2. Познакомить с основными теоретическими знаниями игры в волейбол.
3. Изучить основные приемы техники и тактики игры.
Развивающие:
1. Научить применять основные приемы и тактики игры
2. Научить работать в команде, согласовывать свои действия и находить
взаимопонимание;
3. Развивать умение действовать с максимальным напряжением своих сил
и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы
4. Развивать умение доводить дело до конца и добиваться поставленной
цели.
Воспитательные:
1. воспитывать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность,
коллективизм, чувство дружбы;
2. Повысить специальную, физическую, тактическую подготовку
школьников по волейболу;
3. Прививать ученикам организаторские навыки.
Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной
подготовки являются: стабильность состава обучающихся; уровень

потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности
обучающихся и уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;
освоение теоретического раздела программы; отсутствие медицинских
противопоказаний для занятий.
Планируемые результаты
По завершению курса обучающиеся будут знать:
- историю развития волейбола.
- основные теоретические знания игры в волейбол.
- основные приемы техники и тактики игры.
Уметь:
- применять основные приемы и тактики игры
- работать в команде, согласовывать свои действия и находить
взаимопонимание;
- действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей,
преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы
- доводить дело до конца и добиваться поставленной цели.
Личностные результаты:
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки
школьников по волейболу;
- привитие ученикам организаторских навыков.
Определяющей формой организации образовательного процесса по
данной программе является секционные, практические занятия и соревнования
по волейболу. Главная задача педагога дать учащимся основы владения мячом,
тактики и техники волейбола. Образовательный процесс строится так, чтобы
учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в
соревнованиях.
Диагностика результативности образовательного процесса
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся
спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке
целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных
спортсменов.
Два раза в год (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах
проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и
технической подготовке. Оценка физического развития производится на
общепринятой
методике
биометрических
измерений.
Уровень
подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных

показателях по технической, тактической, физической, теоретической
подготовленности.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является
участие учеников в учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные
игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с
целью использования в соревновательных условиях изученных технических
приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно
плану игр районного и республиканского уровня.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся
учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения,
дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а
также подтягивание из виса. Для определения уровня технической
подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при
передачах, подачах, нападающих ударов.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место
занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и
тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.

№

Учебный план секционных занятий по волейболу
Виды спортивной
1-й год
2-й год
Формы аттестации /
контроля
подготовки
обучения обучения

1.

Введение.

3

2

опрос

2.

Общая физическая
подготовка (ОФП)

46

26

Наблюдение, выполнение
контрольных упражнений

3.

Специальная
физическая
подготовка (СФП)
Техническая
подготовка

38

29

Наблюдение, выполнение
контрольных упражнений

29

43

5.

Тактическая
подготовка

24

38

6.

Участие в
соревнованиях
Итоговое
тестирование
Итого

9

11

4

4

Наблюдение,
демонстрация
двигательного навыка
Наблюдение,
демонстрация
двигательного навыка
Наблюдение, результаты
соревнований
Тестирование, опрос

153

153

4.

7.

1 год обучения
Цель: Развитие двигательных и морально-волевых качеств подростков
средствами углублённого изучения спортивной игры волейбол.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с историей возникновения и развития данного вида спорта.
2. Изучить правила игры и специализацию по функциям игроков.
3. Выучить правила техники безопасности при игре в волейбол.
Развивающие:
1. Развивать навык владения основными приемами техники и тактики
игры.
2. Научить специальным упражнениям для овладения первоначальными
навыками игры.
3. Научить работать в команде, согласовывать свои действия и находить
взаимопонимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность,
коллективизма, чувство дружбы.
2. Содействовать правильному физическому развитию детей и подростков;
3. Повышать общую физическую подготовленность воспитанников.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№

Наименование
раздела

Количество часов
Всего

Теория

3

3

Практика

1.

Введение.

2.

Общая физическая
подготовка (ОФП)

46

1

45

3.

Специальная
физическая
подготовка (СФП)

38

1

37

4.

Техническая
подготовка

29

3

26

Формы
аттестации/
контроля

опрос
Наблюдение,
выполнение
контрольных
упражнений
Наблюдение,
выполнение
контрольных
упражнений
Наблюдение,
демонстрация

5.

Тактическая
подготовка

24

3

21

6.

Участие в
соревнованиях

9

2

7

7.

Итоговое
тестирование
ИТОГО:

4

2

2

153

15

138

Содержание 1 года обучения

двигательного
навыка
Наблюдение,
демонстрация
двигательного
навыка
Наблюдение,
результаты
соревнований
Тестирование,
опрос

1. Введение
Теория: История возникновения и развития волейбола. Правила
безопасности при занятиях волейболом. Режим дня спортсмена. Правила игры.
2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие
силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении
технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости,
выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты
перехода от одних действий к другим. Эстафеты. Подвижные игры.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег
со
сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие
упражнения Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места
и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для
мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с
предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических
снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
3. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы
и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических
приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости
(скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних
действий к другим. Акробатические упражнения. Подвижные и спортивные

игры. Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты). Прыжковые
упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции,
наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по
сигналу тренера, игры и эстафеты с препятствиями.
4.Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки в волейболе. Обучение
технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы
Практика: Стойки игрока. Приёмы и передачи мяча (двумя руками
снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары.
Защитные действия (блоки, страховки).
5. Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в
волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Умение
принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых
ситуациях, умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно
осуществлять ответные действия, умение взаимодействовать с другими
игроками для достижения победы над противником.
6. Участие в соревнованиях.
Теория: Подготовка спортсмена к соревнованиям. Основы судейства.
Практика: Соревнования между группами. Судейство во время
товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и
второго судей, судей на линии.
7. Итоговое тестирование.
Теория: основные теоретические основы и терминология игры волейбол.
Практика: Контрольные испытания по общей физической подготовке.
Контрольные испытания по технической подготовке. Контрольные испытания
по тактической подготовке.
Планируемые результаты:
Должны знать:
- историю возникновения и развития волейбола;
- правила игры и специализацию по игрокам;
- правила техники безопасности во время игры в волейбол.
Должны уметь:
- владеть основными приемами техники и тактики игры;
- выполнять специальные упражнения для овладения первоначальными
навыками игры.

Личностные результаты:
-воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы.
- содействие правильному физическому развитию детей и подростков;
- повышение общей физической подготовленности воспитанников.
2 год обучения
Цель: Всестороннее физическое развитие подростков и формирование
стойкого интереса к игре в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить углубленные теоретические сведения о волейболе.
2. Пояснить влияние физических упражнений на самочувствие.
Развивающие:
1. Развивать навык командных действий в защите и нападении.
2. Научить действовать с максимальным напряжением своих сил и
возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы.
3. Научить следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся
обстановку и принимать правильные решения.
Воспитательные:
1. Воспитывать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность,
коллективизма, чувство дружбы.
2. Содействовать правильному физическому развитию детей и подростков;
3. Прививать ученикам организаторские навыки.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№

Наименование
раздела

Количество часов
Всего

Теория

2

2

1.

Введение.

2.

Общая физическая
подготовка (ОФП)

26

3.

Специальная
физическая
подготовка (СФП)

29

Практика

26

1

28

Формы
аттестации/
контроля

опрос
Наблюдение,
выполнение
контрольных
упражнений
Наблюдение,
выполнение
контрольных

4.

Техническая
подготовка

43

1

42

5.

Тактическая
подготовка

38

1

37

6.

Участие в
соревнованиях

11

7.

Итоговое
тестирование
ИТОГО:

4

2

2

153

7

146

11

Содержание 2 года обучения

упражнений
Наблюдение,
демонстрация
двигательного
навыка
Наблюдение,
демонстрация
двигательного
навыка
Наблюдение,
результаты
соревнований
Тестирование,
опрос

1. Введение
Теория: Правила техники безопасности на занятиях. Личная гигиена,
закаливание, режим питания, режим дня. Врачебный контроль.
2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Практика: Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения,
ускорения, прыжки, много скоки. Упражнения на силу, выносливость, с
отягощениями. Упражнения на ловкость.
3. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: Отработка навыков судейства, жестикуляционной терминологии
Оформления протоколов и заявок на участие в соревнованиях.
Практика: Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара,
имитация блокирования, упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых
действий и перемещений по сигналу тренера, игры и эстафеты с
препятствиями. Специальные упражнения для развития выносливости. Бег на
длинные дистанции, эстафетный бег, челночный бег Двухсторонние игры
соревновательного характера.
4.Техническая подготовка.
Теория: Значение специальных технических приемов: перемещения,
подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.
Практика: Нижняя прямая подача. Нижняя боковая подача. Верхняя
боковая подача. Верхняя прямая подача. Верхняя передача мяча. Передача мяча
в прыжке. Прямой нападающий удар. Прием мяча снизу двумя руками. Прием
мяча снизу одной рукой. Прием мяча сверху двумя руками. Блокирование

5. Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в
волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.
Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных
игровых ситуациях, умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно
осуществлять ответные действия, умение взаимодействовать с другими
игроками для достижения победы над противником.
6. Участие в соревнованиях.
Теория: Подготовка спортсмена к соревнованиям. Основы судейства.
Практика: Соревнования между группами. Судейство во время
товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и
второго судей, судей на линии.
7. Итоговое тестирование.
Теория: основные теоретические основы и терминология игры волейбол.
Практика: Контрольные испытания по общей физической подготовке.
Контрольные испытания по технической подготовке. Контрольные испытания
по тактической подготовке.
Планируемые результаты:
Должны знать:
- теоретические сведения о волейболе;
- влияние физических упражнений на самочувствие.
Должны уметь:
- применять навыки командных действий в защите и нападении;
- действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей,
преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся
обстановку и принимать правильные решения;
Личностные результаты:
- содействие правильному физическому развитию;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Задачи специальной физической подготовки более узки и более
специфичны:
1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища;
быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, игровой
выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.
2. Совершенствование функциональных возможностей организма
спортсменов.
3. Повышение психологической подготовленности.
4. Создание условий для восстановления организма после тренировочных
и соревновательных нагрузок.
Специальная
физическая
подготовка способствует развитию
специфических качеств волейболиста, которые по своему характеру нервномышечных напряжений сходны с навыками основных игровых действий.
Специальной физической подготовкой занимаются с усвоениями техники
игровых движений (также без мяча и с мячом). Общая и специальная
физическая подготовка неразрывно связаны между собой, так как на базе
общей физической подготовки строится фундамент специальной подготовки.
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5, 6 и
10 м (общий пробег за одну попытку 20-3- м). «Челночный» бег, но отрезок
вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу
«челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными
мячами в руках (2-5 кг) в руках.
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ
площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение,
остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на
360, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с
падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и
т.д. То же, но падают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся
выполняют определенное действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные
положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй
унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с
выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетания и с
преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое
выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с
набивным мячом (двумя) в руках (до 1-2 кг). Из положения стоя на
гимнастической стенке – одна нога сильно согнута, другая опущена вниз,

руками держаться науровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не
отклонятся).
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля
после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным
(баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку,
приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в
прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же,
но без касания мячом стены (с 14 лет – прыжки на одной ноге).
Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед,
боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу
(сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и
количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на
гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с
последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с
преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.) Прыжки с места вперед,
назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с
доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То
же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием
теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.
Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег
по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег
по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема
и передач мяча.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения
кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в
стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание
лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в
стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены
попеременно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами.
Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и
попеременно правой и левой рукой. Упор лежа – передвижение на руках
вправо и влево по кругу, носки на месте. Из упора присев, разгибаясь вперед
вверх, перейти в упор лежа (прикасании пола руки согнуть). Тыльное
сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у
лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче
мяча).

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед
над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению
кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки
волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи
баскетбольного мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля
набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают
занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча о площадку.
Упражнения с гантелями для кистей рук. Многократные волейбольные
передачи набивного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи
волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера).
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя,
тремя); в зависимости от действий партнера (партнеров) изменять высоту
подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные
броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках
групповых тактических действий (направления первой и второй передач) То
же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То
же в рамках командных действий.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и
максимальной быстротой.
Упражнения с резиновым амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической
стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на
уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при
нижней подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор
укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы
вверх вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор
укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки.
Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу –
поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и
отведение назад. То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке
(амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при
верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы
с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя
руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой –
вправо. Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С
набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу,
сверху.

Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд).
Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых
амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подача с
максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча
слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
нападающих ударов.
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением
кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в
площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке изза головы двумя руками через сетку. Метание теннисного мяча (правой и
левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м)
с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку.
Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование
ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на
резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары
выполняют правой и левой рукой с максимальной силой.
Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на
кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс).
Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим
ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих
ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера у сетки и
глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих
ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары
через сетку (с собственного подбрасывания).
В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за
головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным
заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно).
То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх –
одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с
переводом (вправо, влево).
Примерные упражнения для развития скоростной выносливости
1. Челночный бег с касанием рукой линии нападения и лицевой линии.
2. Имитация блока по всей длине сетки (блок в зонах 2, 3, 4).
3. Прием поточных нападающих ударов одним спортсменом в зоне 1(5).
4. Прием поочередных нападающих ударов в зонах 5, 4, 2, 1. Нападающие
удары из зон 4 и 2 противоположной стороны площадки.
5. Блокирование нападающих ударов в зонах 2 и 4 одним спортсменом.

6. Нападающий удар с разбега из зоны 4 с первой передачи мяча (5-6
ударов) без пауз отдыха между ударами. После серии ударов нападающий
«поднимает» 3-4 мяча в защите.
7. Выполнение второй передачи мяча с предварительным выходом из зоны
1(5). После выполнения передачи быстрое возвращение пасующего игрока на
исходную позицию.
Прыжковая выносливость — способность к многократному повторному
выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными
усилиями. Проявляется эта выносливость в прыжках для выполнения
нападающих ударов, подач, постановки блока и выполнения вторых передач.
Чем более локальный характер носит мышечная работа, тем в более в
анаэробных условиях происходит прыжковая двигательная деятельность.
Способность продолжать мышечную работу в «бескислородных» условиях
обеспечивается как анаэробными возможностями организма спортсмена, так
и волевой подготовкой волейболиста.
Средства тренировки: прыжковые упражнения с малыми отягощениями
и без отягощений, имитационные и основные упражнения (комплексы
прыжковых упражнений в разделе — развитие прыгучести).
Наиболее эффективны для развития прыжковой выносливости
повторный, интервальный, круговой методы тренировки.
Дозировка физической нагрузки: продолжительность одной серии -1-3
мин; интенсивность — без пауз между прыжками; отдых между сериями 1-4
мин; количество серий — 5-8 .
Примерные основные упражнения для развития прыжковой
выносливости
1. Нападающий удар со второй передачи из зоны 4(2) после приема подачи
нападающим игроком. Подачу выполнять после приземления и быстрого
отхода от сетки нападающего игрока.
2. Серия нападающих ударов на «взлете» (первую передачу выполняет
ассистент).
3. Нападающий удар с первой передачи в зоне 4, здесь же блокирование
нападающего удара с противоположной стороны площадки. Выполнить эти
же действия в зонах 3,2,3,4.
4. Блокирование поточных нападающих ударов в зоне 2(4).
5. Блокирование поочередных нападающих ударов в зонах 2,3,4,3,2,3,4,3,2.
При выполнении серий упражнений для развития специальной
выносливости можно не исходить из стандартного времени пауз отдыха, а
устанавливать эти паузы в зависимости от быстроты возвращения пульса к
уровню 120-130 уд/мин. Практически это выглядит так: после каждой

«порции» работы волейболист подсчитывает пульс пальпаторно по 10секундным отрезкам времени. Как только пульс снизился до 20-21 удара за
10 с, можно начинать выполнять следующую серию.
Игровая выносливость — способность вести игру в высоком темпе без
снижения эффективности выполнения технико-тактических действий.
Игровая выносливость совершенствуется путем проведения игр с
большим (чем предусмотрено правилами соревнований) количеством партий
(6-9), игр неполными составами ( 4х5, 4х3, 3х5 и т.д.), игр на время.
Действенными средством совершенствования игровой выносливости
является использование в процессе игры (при достижении счета 5,10,15 и в
паузах между партиями) упражнений различного тренирующего воздействия.
Вот некоторые из них:
— прыжки на одной ноге с подтягиванием бедра к груди — 15 прыжков
для одной ноги;
— кувырок вперед, рывок на 6 м, падение, рывок 6 м, падение, 10 прыжков
из глубокого приседа — повторить 2-3 раза;
— челночный бег от лицевой линии до линии нападения и обратно с
падениями на линиях, без пауз отдыха — 6 падений; через 30 с. выполнить
еще раз;
— имитация нападающего удара с разбега с падением после приземления
— по 5-8 прыжков и падений;
— подвижная игра «Борьба за мяч» (каждая команда на своей стороне
площадки) — до 5 мин.
Упражнения выполнять в максимально быстром темпе. В каждой паузе
давать упражнения, различные по тренирующему воздействию. Такой вид
тренировочной работы дает возможность совершенствовать техникотактическое
мастерство,
способствует
развитию
специальной
работоспособности и волевых качеств.
Применение в тренировке упражнений, превышающих по объему и
интенсивности соревновательные нагрузки, создает «запас прочности» в
проявлении всех видов подготовки.
Примерные упражнения для развития ловкости
1. Бег через барьеры различной высоты.
2. Бег на скорость различными способами с изменением направления.
6. Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувыркания
прием или передача мяча).
7. Бросок-кувырок вперед, затем прием или передача мяча
8. Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90", 180', 360°
(после поворота прием или передача мяча)

9. Блок, поворот на 180° — прием мяча с падением.
10. Удары по подвешенному мячу с поворотом в прыжке на 90°
11. Выполнение нападающих ударов «неловкой» рукой. Способность
расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а
следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения.
Важным
моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание
психологической настроенности на конечный результат — превзойти свой
результат в последующей попытке, результат партнера.
Примерные упражнения для развития гибкости
А. В лучезапястных суставах:
1. Отталкивание кистями от стены.
2. Кистевой бросок набивного мяча (1 кг).
3. Опорный прыжок через гимнастического коня.
4. Руки подняты вверх с гантелями — движения вперед-назад.
5. Ходьба в стойке на руках, ноги поддерживает партнер.
6. Отталкивание от пола в упоре лежа.
7. Перемещение по кругу в упоре лежа и в упоре сидя.
Б. В плечевых суставах:
1. Круговые движения прямыми руками с большой амплитудой и
максимальной скоростью.
2. Маховые движения руками в наклоне вперед.
3. Наклоны вперед, держась за рейку гимнастической стенки на уровне
груди, пояса.
4. С партнером, стоя спиной друг к другу. Поднять руки вверх (в стороны),
зацепиться кистями — одновременный шаг вперед, назад;
шаг другой ногой вперед, назад и т.д.
5. В висе на кольцах (перекладине) раскачивания туловищем.
6. Стоя спиной к резиновому амортизатору, — круговые вращения руками
назад; руки вверху — попеременная тяга руками вперед; руки в стороны —
отведение рук назад и тяга вперед.
В. В суставах позвоночного столба и тазобедренных суставах:
1. Лежа на животе, взяться руками за голеностопы — прогнуться.
2. Лежа на животе, руки в стороны — достать ногой разноименную руку.
3. Пружинистые наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
4. Стоя спиной к гимнастической стенке, держась руками за рейку на
уровне головы, — прогибание, выпрямляя руки.
5. Стоя боком к гимнастической стенке, поставить ближнюю к стенке ногу
на рейку под углом 90° — наклоны к стоящей на полу ноге.

6. Стоя, поднять бедро до прямого угла — круговые вращения ногой.
Г. В коленных и голеностопных суставах:
1. Ходьба выпадами в стороны с пружинистыми покачиваниями.
2. Прыжки в приседе вперед, назад, в стороны.
3. Прыжки со скакалкой.
4. Из седа на пятках, держась руками за стопы, прогнуться, подавая таз
вперед.
5. Прыжки вверх, отталкиваясь только стопами.
6. Ходьба на носках, пятках, внешней, внутренней стороне стопы.
7. Носки стоп на возвышении (5-10 см) — подъем на возвышение.
Методические рекомендации
Физические качества можно сочетать и развивать в одной тренировке,
используя как основные упражнения, так и вспомогательные.
Доказано, что положительное взаимодействие проявляется, если в
тренировочном занятии выполняются:
— упражнения на быстроту, затем на специальную выносливость;
— скоростно-силовые упражнения, затем на общую выносливость;
— упражнения на специальную выносливость (в небольшом объеме),
затем на общую выносливость;
— упражнения на ловкость, затем на взрывную силу;
— упражнения на быстроту, затем на силу;
— упражнения на ловкость, затем на быстроту;
— упражнения на силу, затем на общую выносливость;
— упражнения на совершенствование техники-тактики игры до или после
развития одного или двух физических качеств.
Методическое обеспечение программы
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и
тренировки, которые являются единым педагогическим процессом,
направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на
достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных
результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного
процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон
подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической,
тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при
использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности,
систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве

требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению
к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод
соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических
качеств.
Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности
учебно-тренировочного процесса; методмаксимальности и постепенности
повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных
нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных
нагрузок,
превосходящих
соревновательные;
метод
моделирования
соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по
отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований
индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого
занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности
обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя
при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой
технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по
нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую
физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На
занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и
морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего
учебно-тренировочного
процесса.
Все
упражнения
делятся
на
общеразвивающие,
подготовительные,
подводящие
и
основные.
Общеразвивающие
и
подготовительные
упражнения
направлены
преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а
подводящие и основные
- на формирование технических навыков и
тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание
метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический
прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение
возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования
техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в
соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с
этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при
разработке текущего планирования.

Тестирование юных волейболистов
Рекомендуется тестирование специальных физических качеств проводить
на специально-подготовительном этапе (2 этап) в начале и конце этапа, на
предсоревновательном этапе (3 этап) подготовительного периода — один раз и
в соревновательном периоде 1 раз в месяц.
Правила тестирования те же, что и при определении функционального
состояния организма волейболистов.
Оценка прыгучести
1. Прыжок с разбега толчком двух ног с касанием разметки возможно
выше (в см) — 3 попытки (оценивается лучшая).
2. То же, но определяется разница между величиной максимальной
высоты выпрыгивания и показателем высоты, зафиксированным у игрока с
вытянутой рукой, стоящего на носках (в см) — 3 попытки (оценивается
лучшая).
3. Тест Уччелли — частное отделения высоты прыжка (тест 1) на длину
тела с вытянутой рукой игрока, стоящего на носках — 3 попытки (оценивается
лучшая).
Оценки:
1, 28 — удовлетворительно;
1,28—1,32 — хорошо;
1,32 и выше — отлично.
Оценка прыжковой выносливости
1. Прыжки на оптимальную высоту с места толчком двух ног (к росту
юноши прибавить 1 м, к росту девушки — 80 см) с доставанием маркированной
отметки двумя руками (кол- во прыжков) — одна попытка. Попытка
заканчивается при первом недоставании отметки.
2. Прыжки с разбега с доставанием одной рукой максимальной высоты
(кол-во прыжков) — одна попытка. Попытка заканчивается при первом
недоставании отметки.
3. Прыжки через планку (высота 75% от максимальной высоты прыжка
волейболиста) толчком двух ног боком к планке (кол-во прыжков) — одна
попытка. Попытка прекращается при первом касании планки.
4. Нападающий удар с разбега из зоны 4 (2) в течение 3 мин для мужчин и
2-х мин для женщин с интенсивностью 12 ударов в мин (мяч на удар
набрасывает ассистент). Оценивается попадание мяча в две мишени (квадраты
3×3 м), маркированные по боковым линиям за линией нападения. Удары
поочередно в обе мишени. Подсчитывается количество потерь мяча (удары в
сетку, мимо мишени, в аут) — одна попытка.
3-4 потери — высокий уровень;
6—8 потерь — хороший уровень;
10—12 потерь — средний уровень.
Оценка быстроты передвижения

1. Регистрация фотофинишной установкой пробегания отрезков 3,6,9 м
(м/с) — из трех попыток выбирается лучшая.
2. Челночный бег 5×6 м с касанием рукой линии нападения и лицевой
линии — из трех попыток выбирается лучшая.
3. Тест 9-3—6—3—9 (дистанция бега по волейбольной площадке). Старт
от лицевой линии — коснуться рукой средней линии; далее коснуться линии
нападения на стартовой стороне площадки; коснуться линии нападения на
противоположной стороне площадки; коснуться средней линии и рывок до
лицевой линии, противоположной месту старта (с), — из трех попыток
регистрируется лучшая.
4. Бег к 4 точкам из центра прямоугольника. Два набивных мяча лежат в
углах, образованных лицевой и боковыми линиями, два других в углах,
образованных боковыми линиями и линией нападения. Старт из центра
прямоугольника, где лежит набивной мяч. Маршрут движения: в зону 4, коснуться мяча — к месту старта, коснуться мяча — в зону 2, — в зону 1 и 5 — из
трех попыток регистрируется лучшая (с).
Оценка скоростной выносливости
Бег «Елочка» на одной стороне площадки (с) — одна попытка.
Бег к 4-м точкам (см. выше). Дистанция пробегается дважды без паузы
отдыха (с).
Выявить время пробегания дистанции 100 м; выявить время пробегания
дистанции 25 м (4 раза); учетверенный средний результат бега на 25 м (с)
сопоставляется с результатом бега на 100 м. Чем меньше разница, тем лучше
скоростная выносливость.
Оценка специальной ловкости
1. На высоте 80% от максимального прыжка волейболиста и на расстоянии
80—100 см от середины средней линии натягивается шнур. В центре
противоположной площадки маркируется мишень 1×1 м. Спортсмен выполняет
10 бросков в мишень теннисными мячами, лежащими в корзине за линией
нападения, преодолевая препятствия (шнур с разбега и в прыжке). Кол-во
попаданий.
2. Игрок имитирует блок. Затем падение (для женщин 1 раз отжаться) и
выполняет передачу мяча с 8, 6, 3 м на точность в мишень по 10 раз с каждой
точки. Минешь для 8м — диаметр 1 м; для 6м — 0,75 м; для 3 м — 0,5 м.
Мишень на стене (кол-во попаданий).
Материально-техническое обеспечение
волейбольные стойки с сеткой стационарные, тренировочные мячи,
спортивная форма, игровые жилеты, мячи утяжеленные различной массы, мячи
на растяжках.

Список литературы
1. Ю.Д. Железняк, К.А. Швец, Н.В. Долинская, Е.А. Борисенко, Т.В.
Подольская, Ю.Ф. Буйлин «ВОЛЕЙБОЛ. Поурочная программа для ДЮСШ
и СДЮШОР (учебно-тренировочные группы); М.: Комитет по ФК и Спри
совете министров СССР, главное управление научно-методической работы,
1983;
2. «Основы волейбола»./Сост. О. Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979;
3. А.А. Кучинский «Волейбол в школе» Ленинград, 1959;
4. А.В. Ивойлов «Волейбол» Высшая школа, Минск, 1974;
5. О. Чехов «Основы волейбола», Физкультура и спорт, Москва, 1979;
6. Ю.Д. Железняк «К мастерству в волейболе», Физкультура и спорт,
Москва, 1978;
7. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов «Юный волейболист», Физкультура и
спорт, Москва, 1979;
8. Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский «Волейбол у истоков мастерства»,
Физкультура и спорт, Москва, 1998;
9.А.Самойлов «Время игры», Физкультура и спорт, Москва, 1986;
10. Л.В. Былеева, А.М. Коротков «Подвижные игры», Физкультура и
спорт, Москва, 1982;

Календарный учебный график 1 года обучения
№

Месяц

Название темы

Форма
проведения

1.

сентябрь Введение. История

Теоретическое
занятие

2.

сентябрь Правила игры. Игровое поле и

3.

сентябрь Техническая подготовка.

4.

сентябрь Техническая подготовка.

5.

сентябрь Тактические действие.

6.

сентябрь Тактические действие.

7.

сентябрь Тактические действие.

8.

сентябрь Специальная физическая

возникновения волейбола
инвентарь.

подготовка.

9.

сентябрь Техническая подготовка.

10.

сентябрь Техническая подготовка.

11.

сентябрь Контрольные игры и

испытания.

Колво
часов

Форма
контроля

1,5

Опрос,
анкетирование

Практическое
занятие

1,5

опрос

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие

1,5

Опрос,
тестирование
наблюдение

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5
1,5

опрос,
наблюдение
наблюдение

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

наблюдение

1,5

тестирование

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

наблюдение

1,5

наблюдение

1,5

Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Контроль
выполнения,
наблюдение
Контроль
выполнения,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация

1,5

12.

сентябрь Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

13.

сентябрь Общая физическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

14.

октябрь

Техническая подготовка.

Теоретическое
занятие, учебная
игра

1,5

15.

октябрь

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

16.

октябрь

Специальная физическая

Практическое

1,5

подготовка.

занятие

17.

октябрь

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

18.

октябрь

Общая физическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

19.

октябрь

Тактическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

20.

октябрь

Тактические действие.

Практическое
занятие

1,5

21.

октябрь

Общая физическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

22.

октябрь

Тактические действие.

Практическое
занятие

1,5

23.

октябрь

Тактические действие.

Практическое
занятие

1,5

24.

октябрь

Специальная физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

25.

ноябрь

Тактика защиты.

1,5

26.

ноябрь

Техническая подготовка.

Практическое
занятие
Практическое
занятие

27.

ноябрь

Техническая подготовка.

28.

ноябрь

Техническая подготовка.

29.

ноябрь

30.

ноябрь

Специальная физическая
подготовка.
Техническая подготовка.

31.

ноябрь

Техническая подготовка.

двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
наблюдение,

1,5

наблюдение,
практический
зачет
наблюдение,

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие

1,5

Практическое

1,5

наблюдение,
практический
зачет
наблюдение,

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

занятие

32.

ноябрь

Общая физическая подготовка.

33.

ноябрь

Тактическая подготовка.

34.

ноябрь

Тактическая подготовка.

35.
36.

ноябрь
ноябрь

Техника нападения.
Техника нападения.

37.

декабрь

Техника защиты.

38.

декабрь

Техника защиты.

39.

декабрь

Техника нападения.

40.

декабрь

Техника нападения.

41.

декабрь

Техника нападения.

42.

декабрь

Техника защиты.

43.

декабрь

Техническая подготовка.

44.

декабрь

Техническая подготовка.

45.

декабрь

46.

Общая физическая
подготовка.
декабрь Специальная физическая
подготовка.

47.

декабрь

Техническая подготовка .

48.

декабрь

Тактическая подготовка.

49.

январь

50.

январь

Специальная физическая
подготовка.
Техническая подготовка.

51.

январь

Техническая подготовка.

52.

январь

Тактическая подготовка.

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

Контроль

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие
соревнование

1,5

наблюдение,

1,5

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
наблюдение,

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

1,5

наблюдение,

1,5

наблюдение

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

наблюдение

1,5

наблюдение

1,5

тестирование,
наблюдение
тестирование,
наблюдение

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

тестирование,
наблюдение
наблюдение

1,5

Теоретическое
занятие

1,5

тестирование,
наблюдение

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

наблюдение

1,5

соревнование

1,5

тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
Наблюдение,
результаты
соревнования

53.

январь

Техника нападения.

соревнование

1,5

54.

январь

Техника Защиты.

Практическое
занятие

1,5

55.

январь

Специальная физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

56.

январь

Общая физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

57.

январь

Тактика защиты.

Практическое
занятие

1,5

58.

февраль

Тактика защиты.

Практическое
занятие

1,5

59.

февраль

Общая физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

60.

февраль

Общая физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

61.

февраль

Общая физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

62.

февраль

Специальная физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

63.

февраль

Тактика защиты.

Практическое
занятие

1,5

64.

февраль

Тактика нападения

Практическое
занятие

1,5

65.

февраль

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

66.

февраль

Тактика нападения

Практическое

1,5

Наблюдение,
результаты
соревнования
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
Опрос,
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
демонстрация
двигательного
действия
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация

занятие

67.

февраль

Тактика защиты.

Практическое
занятие

1,5

68.

февраль

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

69.

февраль

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

70.

март

Общая физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

71.

март

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

72.

март

Общая физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

73.

март

Тактическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

74.

март

Тактическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

75.

март

Тактика защиты.

Практическое
занятие

1,5

76.

март

Тактика защиты.

Практическое
занятие

1,5

77.

март

Общая физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

78.

март

Тактика нападения.

Практическое
занятие

1,5

79.

апрель

Тактика нападения.

Практическое
занятие

1,5

двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
тестирование
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного

Тактика нападения.

Практическое
занятие

1,5

апрель

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

82.

апрель

Игра с заданием.

Практическое
занятие

1,5

84.

апрель

Контрольные игры и
испытания.

Практическое
занятие

1,5

84.

апрель

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

85.

апрель

Общая физическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

86.

апрель

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

87.

апрель

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

88.

апрель

Специальная физическая
подготовка.

Практическое
занятие

1,5

89.

апрель

Техническая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

90.

апрель

Общая физическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

91.

апрель

Тактическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

92.

май

Тактические действие.

Практическое
занятие

1,5

80.

апрель

81.

действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
соревнования
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия

93.

май

Общая физическая подготовка.

Практическое
занятие

1,5

94.

май

Тактические действие.

Практическое
занятие

1,5

95.

май

Тактические действие.

1,5

96.

май

Специальная физическая
подготовка.

Практическое
занятие
Практическое
занятие

97.

май

Тактика защиты.

98.

май

Техническая подготовка.

99.

май

Техническая подготовка.

100.

май

Техническая подготовка.

101.

май

Специальная физическая
подготовка.

102.

май

Контрольные игры и
испытания.

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
тестирование
наблюдение,
тестирование

1,5

наблюдение

1,5

наблюдение,
тестирование

1,5

наблюдение,
тестирование
наблюдение,

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1,5

Практическое
занятие

1,5

1,5

Опрос,
наблюдение,
тестирование
наблюдение,
тестирование

Календарный учебный график 2 года обучения
№
1.

2.

3.

4.

Месяц

Название темы

сентябрь Инструктаж по технике

безопасности Развитие общей
выносливости.
сентябрь Повторение стоек и
перемещений: двойной шаг
назад, скачок назад, влево,
остановка прыжком.
Развитие ловкости и
координации.
сентябрь Передачи мяча в парах
наброшенного партнером.
Развитие быстроты.
сентябрь Сочетание перемещений и
технических приемов.
Подвижная игра.

Форма
проведения

Колво
часов

Форма
контроля

1,5

Опрос,
анкетирование

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

Практическое
занятие

1,5

Демонстрация
двигательного
действия

Теоретическое
занятие

1,5

наблюдение

Теоретическое
занятие

сентябрь Передачи мяча в треугольнике:

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

6.

сентябрь

Практическое
занятие

1,5

Опрос,
тестирование,
наблюдение

7.

сентябрь

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

8.

сентябрь

Практическое
занятие

1,5

тестирование

9.

сентябрь

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

10.

сентябрь

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

11.

сентябрь

Практическое
занятие

1,5

12.

сентябрь История развития волейбола.

Практическое
занятие

1,5

Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Контроль
выполнения,
наблюдение

Практическое
занятие

1,5

Теоретическое
занятие, учебная
игра

1,5

5.

13.

зоны 6-3-4; 6-3-2.
Развитие скоростно-силовых
качеств.
Инструктаж по технике
безопасности при занятиях в
игровом зале.
Нижняя прямая подача в стену
- расстояние 6-9 м.
Прием мяча снизу двумя
руками наброшенного
партнером (в парах и через
сетку).
Развитие спец.быстроты.
Прием мяча снизу
направленного ударом
(расстояние 3-6 м).
Развитие силы.
Встречная передача мяча
вдоль сетки и через сетку.
Развитие скоростно-силовых
качеств.
Развитие основных
физических качеств.
Прием мяча снизу во
встречных колоннах.
Развитие спец.выносливости.

Развитие ловкости,
координации.
сентябрь Взаим-е игроков при первой
передаче игроков зон 3, 4 и 2.

14.

октябрь

Нижняя прямая подача.
Развитие силы.

15.

октябрь

Прием сверху двумя руками в
парах направленного ударом
(расст. 3-6 м)

Практическое
занятие

1,5

16.

октябрь

Выбор места при приеме
нижней и верхней подачи.
Развитие спец.быстроты.

Практическое
занятие

1,5

17.

октябрь

Прием нижней прямой подачи.

Практическое

1,5

Контроль
выполнения,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация

Развитие спец.ловкости,
координации.

занятие

двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение

18.

октябрь

История развития волейбола.
Развитие основных
физических качеств.

Практическое
занятие

1,5

19.

октябрь

Развитие основных
физических качеств.

Практическое
занятие

1,5

20.

октябрь

Выбор места для второй
передачи, верхней прямой
подачи, нап.удара.
Развитие спец.выносливости.
октябрь Гигиенические знания, умения
и навыки.
Развитие ловкости,
координации.
октябрь Развитие спец.силы.
Восстановительные
мероприятия.

Практическое
занятие

1,5

Практическое
занятие

1,5

Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение

Практическое
занятие

1,5

Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
Демонстрация
двигательного
действия,
наблюдение
наблюдение,

21.

22.

23.

октябрь

Круговая тренировка.

Практическое
занятие

1,5

24.

октябрь

Место и роль ФК в
современном обществе.
Развитие выносливости.

Практическое
занятие

1,5

25.

ноябрь

Практическое
занятие

1,5

26.

ноябрь

Чередование верхней и
нижней подачи.
Развитие спец.быстроты.
Медицинское обследование.

Практическое
занятие

1,5

27.

ноябрь

Товарищеская игра.

1,5

28.

ноябрь

1,5

наблюдение,

29.

ноябрь

Развитие спец.выносливости.
Восстановительные
мероприятия.
Круговая тренировка.

Практическое
занятие
Практическое
занятие

наблюдение,
практический
зачет
наблюдение,

1,5

наблюдение,

30.

ноябрь

1,5

наблюдение,
практический
зачет

31.

ноябрь

1,5

Контроль,
тестирование

Психологическая подготовка.
Передачи мяча в парах в
сочетании с перемещениями.
Вводное тестирование по
ОФП.

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

занятие

32.

ноябрь

33.

ноябрь

34.

ноябрь

35.

ноябрь

36.

ноябрь

37.

декабрь

38.

декабрь

39.

декабрь

40.

декабрь

41.

декабрь

42.

декабрь

43.

декабрь

44.

декабрь

45.
46.

Вводное тестирование по
СФП.
Товарищеская игра.

Практическое
занятие

1,5

Контроль ,
тестирование

Практическое
занятие

1,5

соревнование

Гигиенические знания, умения
и навыки.
Прием мяча снизу во
встречных колоннах.
Основы законодательства в
сфере ФК и спорта.
Прием мяча после подачи.
Развитие спец.физических
качеств.

Практическое
занятие

1,5

Опрос,
наблюдение

соревнование

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

Развитие выносливости.
Прием подачи и первая
передача в зону нападения.
Развитие взрывной силы ног.
Отбивание мяча кулаком в
прыжке «на сторону
соперника»
Развитие основных
физических качеств.
Развитие спец.быстроты.
Прием снизу в стену и над
собой поочередно и
многократно.
Нападающий удар
наброшенного партнером.
Упражнения для мышц рук и
плечевого пояса.
Строение и функции человека.
Подача в пределы площадки
из-за лицевой линии.
Первенство школы по
волейболу.

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

Практическое
занятие

1,5

соревнование

Практическое
занятие

1,5

соревнование

Практическое
занятие

1,5

соревнование

Теоретическое

1,5

наблюдение

Первенство школы по
волейболу.
декабрь Первенство школы по
волейболу.
декабрь Развитие силы.
Передачи мяча с изменением

52.

высоты и направления.
декабрь Строение и функции человека.
Развитие скоростно-силовых
качеств.
декабрь Развитие быстроты.
Учебно-тренировочная игра с
применением изученного.
январь Развитие спец.силы.
Соревнование на большее
количество подач без промаха,
на точность из числа
заданных.
январь Основы законодательства в
сфере ФК и спорта.
Нападающий удар из зоны 4 с
передачи из зоны 3.
январь Развитие ловкости,
координации. Вторая передача
из зоны 3 игроку, к которому
передающий обращен спиной.
январь Развитие спец.физ.качеств.

53.

январь

54.

январь

55.

январь

56.

январь

57.

Выбор места для второй
передачи при верхней прямой
подачи мяча. Развитие
прыгучести.
февраль Отбивание мяча кулаком в
прыжке «на сторону

47.

48.

49.

50.

51.

58.

январь

Подача на игрока слабо
владеющего приемом подачи.
Развитие спец.ловкости.
Расстановка при приеме
подачи, когда вторую
передачу выполняет игрок
зоны 3.
Восстановительные
мероприятия.
Выбор места для приема
нижней прямой подачи.
Развитие выносливости.
Режим дня, закаливание
организма, ЗОЖ.
Верхняя прямая подача.

Практическое
занятие

1,5

тестирование,
наблюдение

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

Теоретическое
занятие

1,5

тестирование,
наблюдение

Теоретическое
занятие

1,5

Опрос,
наблюдение

Практическое
занятие

1,5

тестирование,
демонстрация
двигательного
действия

соревнование

1,5

соревнование

1,5

Наблюдение,
результаты
соревнования
Наблюдение,
результаты
соревнования

Практическое
занятие

1,5

тестирование,
демонстрация
двигательного
действия

Практическое
занятие

1,5

демонстрация
двигательного
действия

Теоретическое
занятие

1,5

Практическое
занятие

1,5

тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
демонстрация
двигательного
действия

Практическое
занятие

1,5

демонстрация
двигательного
действия

59.

60.

соперника».
февраль Развитие скоростно-силовых
качеств.
Восстановительные
мероприятия.
февраль Прием мяча после подачи.
Развитие быстроты.

Практическое
занятие

1,5

демонстрация
двигательного
действия

Практическое
занятие

1,5

демонстрация
двигательного
действия
тестирование,
демонстрация
двигательного
действия
демонстрация
двигательного
действия
демонстрация
двигательного
действия

61.

февраль

Режим дня, закаливание
организма, ЗОЖ.
Круговая тренировка.

Практическое
занятие

1,5

62.

февраль

Нападающий удар из зоны 4 с
передачи зоны 3.

Практическое
занятие

1,5

63.

февраль

Практическое
занятие

1,5

64.

февраль

Практическое
занятие

1,5

соревнование

65.

февраль

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия

66.

февраль

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия

67.

февраль

Требование к оборудованию,
инвентарю, спортивной
экипировке. Индивидуальные
действия при обманной
передачи.
Товарищеская игра.
Психологическая подготовка.
Развитие спец.ловкости.
Выбор способа приема мяча от
подачи (сверху от нижней,
снизу от верхней).
Выбор способа приема мяча,
посланного через сетку
соперником (сверху, снизу).
Развитие прыгучести.
Нападающий удар из зоны 2 с
передачи зоны 3.
Развитие быстроты.

Практическое
занятие

1,5

68.

февраль

Судейская практика.
Восстановительные
мероприятия.

Практическое
занятие

1,5

69.

февраль

Практическое
занятие

1,5

70.

март

Развитие силы. Соревнование
на большее количество подач
без промаха, из числа
заданных.
Круговая тренировка.
Восстановительные
мероприятия.

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия

Практическое
занятие

1,5

71.

март

Требования ТБ при занятиях

Практическое

1,5

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
тестирование

72.

март

73.

март

74.

волейболом.
Передачи мяча в парах с
перемещением.
Круговая тренировка.

занятие

Практическое
занятие

1,5

Развитие силы.
Верхняя прямая подача.

Практическое
занятие

1,5

март

Развитие прыгучести.
Передача в тройке на одной
линии в зонах 4-3-2.

Практическое
занятие

1,5

75.

март

Практическое
занятие

1,5

76.

март

Развитие
ловкости,
координации.
Встречная передача вдоль
сетки и через сетку.
Основы спортивного питания.
Развитие взрывной силы.

Практическое
занятие

1,5

77.

март

Развитие быстроты.
Передачи мяча во встречных
колоннах.

Практическое
занятие

1,5

78.

март

Развитие выносливости.
Передача в тройке на одной
линии в зонах 2-3-4, 6-3-2.

Практическое
занятие

1,5

79.

апрель

Развитие прыгучести.
Восстановительные
мероприятия..

Практическое
занятие

1,5

80.

апрель

Развитие гибкости.
Судейская практика.

Практическое
занятие

1,5

81.

апрель

Требования ТБ при занятиях в
тренажерном зале.
Нижняя прямая подача.

Практическое
занятие

1,5

82.

апрель

Развитие координации.
Прием мяча после подачи.

Практическое
занятие

1,5

84.

апрель

Развитие спец.силы
Восстановительные
мероприятия.

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
соревнования

84.

апрель

Развитие быстроты.
Передачи мяча в парах в
сочетании с перемещениями.

Практическое
занятие

1,5

85.

апрель

Круговая тренировка.

Практическое
занятие

1,5

86.

апрель

Основы спортивного питания.
Судейская практика.

Теоретическое,

1,5

Практическое
занятие

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия

87.

апрель

Развитие координации.
Передачи мяча в прыжке.

Практическое
занятие

1,5

88.

апрель

Развитие спец.быстроты.
Встречная передача мяча
вдоль сетки и через сетку.

Практическое
занятие

1,5

89.

апрель

Практическое
занятие

1,5

90.

апрель

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия

91.

апрель

Развитие спец.выносливости.
Передачи мяча в тройке на
одной линии, в зонах 4-3-2, 23-4; 6-3-2,6-3-4.
Место и роль ФК и спорта в
современном обществе.
Нижняя прямая подача из-за
лицевой линии.
Развитие силы.
Нижняя прямая подача подряд
15-20 попыток.

Практическое
занятие

1,5

92.

май

Развитие скоростно-силовых
качеств.
Круговая тренировка.

Практическое
занятие

1,5

93.

май

Развитие выносливости.
Выбор места при приеме
нижней и верхней подачи.

Практическое
занятие

1,5

94.

май

Развитие прыгучести.
Нападающий удар по мячу,
подброшенному партнером.

Практическое
занятие

1,5

95.

май

Практическое
занятие

1,5

96.

май

Основы спортивной
подготовки.
Взаим-е при первой передаче
игроков зон 3,4 и 2.
Развитие гибкости.

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
тестирование

Практическое

1,5

наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия
наблюдение,
демонстрация
двигательного
действия

наблюдение,

97.

май

98.

май

99.

май

100.

май

101.

май

Расстановка при приеме
подачи, когда вторую
передачу выполняет игрок
зоны 3.
Развитие взрывной силы.
Верхняя прямая подача.
Развитие координации.
Нападающий удар по мячу,
подброшенному партнером.
Место и роль ФК и спорта в
современном обществе.
Выбор места при приеме
нижней и верхней подачи.
Развитие спец.силы.
Чередование верхней и
нижней подачи.
Итоговое тестирование.

102.

май

Итоговое тестирование.

тестирование

занятие

Практическое
занятие

1,5

наблюдение

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
тестирование

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
тестирование

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,

Теоретическое
занятие

1,5

Опрос,
тестирование

Практическое
занятие

1,5

наблюдение,
тестирование

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».