Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21
«Согласовано»
зам. директора
С.А. Иванов
28.08.2024 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины»
основного общего образования
(для 8 - 9 классов, базовый уровень)
Екатеринбург – 2024
1
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины разработана в
соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №21 г. Екатеринбурга и в соответствии с
Федеральной рабочей программой по учебному предмету «Основы безопасности и защиты
Родины» (далее – ОБЗР).
1.2. Программа ОБЗР обеспечивает:
- ясное понимание учащимися современных проблем безопасности и формирование у
подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
- прочное усвоение учащимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне
образования;
- возможность выработки и закрепления у учащихся умений и навыков, необходимых для
последующей жизни;
- выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям
современности;
- реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение,
способствующее формированию практических умений и навыков.
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения
предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на
уровне среднего общего образования:
- модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
- модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»;
- модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
- модуль № 4 «Безопасность в быту»;
- модуль № 5 «Безопасность на транспорте»;
- модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»;
- модуль № 7 «Безопасность в природной среде»;
- модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
- модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
- модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
- модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне
основного общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме
безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность по возможности еѐ избегать при
необходимости действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и
опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия;
коммуникационные связи и каналы; физическое и психическое здоровье; социальное
взаимодействие и другие.
Программой ОБЗР предусматривается использование практико-ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажѐрных
систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно
быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны
полностью заменить педагога и практические действия учащихся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и
региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России
(критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические,
информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет
2
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и
государства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаѐтся сохранение
жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное образование
подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности,
воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и
компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность
совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЗР
определяется следующими системообразующими документами в области безопасности:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 №400, Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016
№646, Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года,
утвержденные указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474, государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642.
ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение
необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений,
формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением
других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория
безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения
всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать
оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также
актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального безопасного поведения
в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является
обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества
и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует освоению
учащимися знаний и умений позволяющих подготовиться к военной службе и выработке у
учащихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные
ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных
ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту
жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и моральнонравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации,
необходимой для успешной адаптации учащихся к современной техно-социальной и
информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в
сфере безопасности.
Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является формирование
у учащихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
- способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения
и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений
применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их
проявлении;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного
безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
3
- знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.
1.3. На изучение предмета «Основы безопасности и защита Родины» отводится 68 часов:
- 8 класс - 34 часа (34 учебные недели);
- 9 класс - 34 часа (34 учебные недели).
1.4. Текущий контроль и промежуточная аттестация по учебному предмету проводятся в
соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся».
2. Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга – защите Отечества;
Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
- сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
- понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
- знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
4
- развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;
- формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности других людей.
Эстетическое воспитание:
- формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
- понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
- формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
- установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать
и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в
опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние своѐ и других, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудовое воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
5
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
- укрепление ответственного отношения к учѐбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути,
травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
- установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды).
Экологическое воспитание:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
- освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
- с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и
наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
- обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
- проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта
(явления), устанавливать причинно-следственные связи;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
6
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков учащихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
- уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в
соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и
намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи,
обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
- публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать
наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной учебной задачи;
- планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
- определять свои действия и действия партнѐра, которые помогали или затрудняли нахождение
общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками
группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчѐта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта учащихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
- аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно
составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учѐтом собственных
возможностей и имеющихся ресурсов;
- составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
7
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и
чужую;
- быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Предметные результаты
По учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины»:
- сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого развития для
государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и принципах, формирующих
основы российского общества, безопасности страны, закрепленных в Конституции Российской
Федерации, правовых основах обеспечения национальной безопасности, угрозах мирного и
военного характера;
- освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении военной угрозы;
формирование представлений о роли гражданской обороны и ее истории; знание порядка
действий при сигнале «Внимание всем!»; знание об индивидуальных и коллективных мерах
защиты и сформированность представлений о порядке их применения;
- сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга – защите Отечества; овладение знаниями об истории
возникновения и развития военной организации государства, функции и задачи современных
Вооруженных сил Российской Федерации, знание особенностей добровольной и обязательной
подготовки к военной службе;
- сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем устройстве
стрелкового оружия;
- овладение основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской службы;
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, понятиях
«опасность», «безопасность», «риск», знание универсальных правил безопасного поведения,
готовность применять их на практике, используя освоенные знания и умения, освоение основ
проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных
и социальных рисков;
- знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения в быту,
транспорте, в общественных местах, на природе и умение применять их в поведении;
- сформированность представлений о порядке действий при возникновении чрезвычайных
ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе; умение оценивать и
прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в
опасных и чрезвычайных ситуациях, с учетом реальных условий и возможностей;
- освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях; сформированность социально ответственного отношения к
ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
- сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме, овладение
знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном поведении, умения
распознавать опасные проявления и формирование готовности им противодействовать;
- сформированность представлений об информационных и компьютерных угрозах, опасных
явлениях в Интернете, знания о правилах безопасного поведения в информационном
пространстве и готовность применять их на практике;
8
- освоение знаний об основах общественно-государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму; сформированность представлений об опасности вовлечения в
деструктивную, экстремистскую и террористическую деятельность, умение распознавать
опасности вовлечения; знания правил безопасного поведения при угрозе или в случае
террористического акта;
- сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
- понимание роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности,
обороны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством
достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
8 класс
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
- объяснять значение Конституции Российской Федерации;
- раскрывать содержание статей 2, 4, 20, 41, 42, 58, 59 Конституции Российской Федерации,
пояснять их значение для личности и общества;
- объяснять значение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400;
- раскрывать понятия «национальные интересы» и «угрозы национальной безопасности»,
приводить примеры;
- раскрывать классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабам и источникам
возникновения, приводить примеры;
- раскрывать способы информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
- перечислять основные этапы развития гражданской обороны, характеризовать роль
гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях и угрозах военного характера;
- выработать навыки безопасных действий при получении сигнала «Внимание всем!»; изучить
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, вырабатывать навыки пользования
фильтрующим противогазом;
- объяснять порядок действий населения при объявлении эвакуации;
- характеризовать современное состояние Вооружѐнных Сил Российской Федерации;
- приводить примеры применения Вооружѐнных Сил Российской Федерации в борьбе с
неонацизмом и международным терроризмом;
- раскрывать понятия «воинская обязанность», «военная служба»;
- раскрывать содержание подготовки к службе в армии.
Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
- иметь представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил Российской
Федерации;
- владеть информацией о направлениях подготовки к военной службе;
- понимать необходимость подготовки к военной службе по основным направлениям;
- осознавать значимость каждого направления подготовки к военной службе в решении
комплексных задач;
- иметь представление о составе, предназначении видов и родов Вооруженных Сил Российской
Федерации;
- понимать функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе;
- понимать значимость военной присяги для формирования образа российского
военнослужащего – защитника Отечества;
- иметь представление об основных образцах вооружения и военной техники;
- иметь представление о классификации видов вооружения и военной техники;
- иметь представление об основных тактико-технических характеристиках вооружения и
военной техники;
- иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного состава в
бою;
- иметь представление о современных элементах экипировки и бронезащиты военнослужащего;
9
- знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты;
- иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках
стрелкового оружия;
- знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных гранат;
- знать историю создания уставов и этапов становления современных общевоинских уставов
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- знать структуру современных общевоинских уставов и понимать их значение для
повседневной жизнедеятельности войск;
- понимать принцип единоначалия, принятый в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- иметь представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях военнослужащих;
- понимать порядок отдачи приказа (приказания) и их выполнения;
- различать воинские звания и образцы военной формы одежды;
- иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности и значении;
- понимать принципы достижения воинской дисциплины;
- уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины;
- знать основные положения Строевого устава;
- знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
- знать строевые приѐмы на месте без оружия;
- выполнять строевые приѐмы на месте без оружия.
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
- характеризовать значение безопасности жизнедеятельности для человека;
- раскрывать смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности»;
- классифицировать и характеризовать источники опасности;
- раскрывать и обосновывать общие принципы безопасного поведения; моделировать реальные
ситуации и решать ситуационные задачи;
- объяснять сходство и различия опасной и чрезвычайной ситуаций;
- объяснять механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию;
- приводить примеры различных угроз безопасности и характеризовать их;
- раскрывать и обосновывать правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»
- объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
- классифицировать основные источники опасности в быту;
- объяснять права потребителя, выработать навыки безопасного выбора продуктов питания;
- характеризовать бытовые отравления и причины их возникновения;
- характеризовать правила безопасного использования средств бытовой химии; иметь навыки
безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях в случае, если разбился ртутный
термометр;
- раскрывать признаки отравления, иметь навыки профилактики пищевых отравлений;
- знать правила и приѐмы оказания первой помощи, иметь навыки безопасных действий при
отравлениях, промывании желудка;
- характеризовать бытовые травмы и объяснять правила их предупреждения;
- знать правила безопасного обращения с инструментами;
- знать меры предосторожности от укусов различных животных;
- знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при ушибах, переломах, растяжении,
вывихе, сотрясении мозга, укусах животных, кровотечениях;
- владеть правилами комплектования и хранения домашней аптечки;
- владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при
обращении с газовыми и электрическими приборами;
- владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при опасных
ситуациях в подъезде и лифте;
- владеть правилами и иметь навыки приѐмов оказания первой помощи при отравлении газом и
электротравме;
- характеризовать пожар, его факторы и стадии развития;
10
- объяснять условия и причины возникновения пожаров, характеризовать их возможные
последствия;
- иметь навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в лифте;
- иметь навыки правильного использования первичных средств пожаротушения, оказания
первой помощи;
- знать права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан в области
пожарной безопасности;
- знать порядок и иметь навыки вызова экстренных служб; знать порядок взаимодействия с
экстренным службами;
- иметь представление об ответственности за ложные сообщения;
- характеризовать меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом;
- характеризовать ситуации криминогенного характера;
- знать правила поведения с малознакомыми людьми;
- знать правила поведения и иметь навыки безопасных действий при попытке проникновения в
дом посторонних;
- классифицировать аварийные ситуации на коммунальных системах жизнеобеспечения;
- иметь навыки безопасных действий при авариях на коммунальных системах
жизнеобеспечения
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
- знать правила дорожного движения и объяснять их значение;
- перечислять и характеризовать участников дорожного движения и элементы дороги;
- знать условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
- знать правила дорожного движения для пешеходов;
- классифицировать и характеризовать дорожные знаки для пешеходов;
- знать «дорожные ловушки» и объяснять правила их предупреждения;
- иметь навыки безопасного перехода дороги;
- знать правила применения световозвращающих элементов;
- знать правила дорожного движения для пассажиров;
- знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств;
- знать правила применения ремня безопасности и детских удерживающих устройств;
- иметь навыки безопасных действий пассажиров при опасных и чрезвычайных ситуациях в
маршрутных транспортных средствах;
- знать правила поведения пассажира мотоцикла;
- знать правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда, лиц, использующих
средства индивидуальной мобильности;
- знать дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
- знать правила подготовки и выработать навыки безопасного использования велосипеда;
- знать требования правил дорожного движения к водителю мотоцикла;
- классифицировать дорожно-транспортные происшествия и характеризовать причины их
возникновения;
- иметь навыки безопасных действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
- знать порядок действий при пожаре на транспорте;
- знать особенности и опасности на различных видах транспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
- знать обязанности пассажиров отдельных видов транспорта;
- иметь навыки безопасного поведения пассажиров при различных происшествиях на
отдельных видах транспорта;
- знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при различных травмах в результате
чрезвычайных ситуаций на транспорте;
- знать способы извлечения пострадавшего из транспорта.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
- классифицировать общественные места;
- характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах;
- знать правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
11
- уметь планировать действия в случае возникновения опасной или чрезвычайной ситуации;
- характеризовать риски массовых мероприятий и объяснять правила подготовки к посещению
массовых мероприятий;
- иметь навыки безопасного поведения при беспорядках в местах массового пребывания людей;
- иметь навыки безопасных действий при попадании в толпу и давку;
- иметь навыки безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
- знать правила и иметь навыки безопасных действий при эвакуации из общественных мест и
зданий;
- знать навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений;
- характеризовать опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных
местах;
- иметь представление о безопасных действиях в ситуациях криминогенного и
антиобщественного характера, при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и
предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при захвате и освобождении
заложников;
- иметь навыки действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
9 класс
Модуль №7 «Безопасность в природной среде»:
- классифицировать и характеризовать чрезвычайные ситуации природного характера;
- характеризовать опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и
паукообразные, ядовитые грибы и растения;
- иметь представление о безопасных действиях при встрече с дикими животными, змеями,
насекомыми и паукообразными;
- знать правила поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
- характеризовать автономные условия, раскрывать их опасности и порядок подготовки к ним;
- иметь представление о безопасных действиях при автономном пребывании в природной среде:
ориентирование на местности, в том числе работа с компасом и картой, обеспечение ночлега и
питания, разведение костра, подача сигналов бедствия;
- классифицировать и характеризовать природные пожары и их опасности;
- характеризовать факторы и причины возникновения пожаров;
- иметь представления о безопасных действиях при нахождении в зоне природного пожара;
- иметь представление о правилах безопасного поведения в горах;
- характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние признаки и
опасности;
- иметь представления о безопасных действиях, необходимых для снижения риска попадания в
лавину, под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня;
- знать общие правила безопасного поведения на водоѐмах;
- знать правила купания, понимать различия между оборудованными и необорудованными
пляжами;
- знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
- иметь представление о безопасных действиях при обнаружении тонущего человека летом и
человека в полынье;
- знать правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду;
- характеризовать наводнения, их внешние признаки и опасности;
- иметь представление о безопасных действиях при наводнении;
- характеризовать цунами, их внешние признаки и опасности;
- иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне цунами;
- характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки и опасности;
- иметь представление о безопасных действиях при ураганах и смерчах;
- характеризовать грозы, их внешние признаки и опасности;
- иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу;
- характеризовать землетрясения и извержения вулканов и их опасности;
12
- иметь представление о безопасных действиях при землетрясении, в том числе при попадании
под завал;
- иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне извержения вулкана;
- раскрывать смысл понятий «экология» и «экологическая культура»;
- объяснять значение экологии для устойчивого развития общества;
- знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
(загрязнении атмосферы).
Модуль №8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
- раскрывать смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» и их содержание, объяснять
значение здоровья для человека;
- характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
- раскрывать содержание элементов здорового образа жизни, объяснять пагубность вредных
привычек;
- обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья;
- раскрывать понятие «инфекционные заболевания», объяснять причины их возникновения;
- характеризовать механизм распространения инфекционных заболеваний, выработать навыки
соблюдения мер их профилактики и защиты от них;
- иметь представление о безопасных действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
- характеризовать основные мероприятия, проводимые государством по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия);
- раскрывать понятие «неинфекционные заболевания» и давать их классификацию;
- характеризовать факторы риска неинфекционных заболеваний;
- иметь навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
- знать назначение диспансеризации и раскрывать еѐ задачи;
- раскрывать понятия «психическое здоровье» и «психическое благополучие»;
- объяснять понятие «стресс» и его влияние на человека;
- иметь навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывать способы саморегуляции
эмоциональных состояний;
- раскрывать понятие «первая помощь» и еѐ содержание;
- знать состояния, требующие оказания первой помощи;
- знать универсальный алгоритм оказания первой помощи; знать назначение и состав аптечки
первой помощи;
- иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях;
- характеризовать приѐмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль №9 «Безопасность в социуме»:
- характеризовать общение и объяснять его значение для человека;
- характеризовать признаки и анализировать способы эффективного общения;
- раскрывать приѐмы и иметь навыки соблюдения правил безопасной межличностной
коммуникации и комфортного взаимодействия в группе;
- раскрывать признаки конструктивного и деструктивного общения;
- раскрывать понятие «конфликт» и характеризовать стадии его развития, факторы и причины
развития;
- иметь представление о ситуациях возникновения межличностных и групповых конфликтов;
- характеризовать безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных
ситуаций;
- иметь навыки безопасного поведения для снижения риска конфликта и безопасных действий
при его опасных проявлениях;
- характеризовать способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора);
- иметь представление об опасных формах проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие
и буллинг;
- характеризовать манипуляции в ходе межличностного общения;
- раскрывать приѐмы распознавания манипуляций и знать способы противостояния ей;
13
- раскрывать приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить
вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную
деятельность) и знать способы защиты от них;
- характеризовать современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними, знать
правила безопасного поведения;
- иметь навыки безопасного поведения при коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль №10 «Безопасность в информационном пространстве»:
- раскрывать понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и приводить примеры
информационных и компьютерных угроз;
- объяснять положительные возможности цифровой среды;
- характеризовать риски и угрозы при использовании Интернета;
- знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
- характеризовать опасные явления цифровой среды;
- классифицировать и оценивать риски вредоносных программ и приложений, их
разновидностей;
- иметь навыки соблюдения правил кибергигиены для предупреждения возникновения опасных
ситуаций в цифровой среде;
- характеризовать основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и
характеризовать его признаки;
- раскрывать приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
- характеризовать противоправные действия в Интернете;
- иметь навыки соблюдения правил цифрового поведения, необходимых для снижения рисков и
угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и
группы);
- характеризовать деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности;
- иметь навыки соблюдения правил безопасного использования Интернета, необходимых для
снижения рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.
Модуль №11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
- объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм», раскрывать их содержание, характеризовать
причины, возможные варианты проявления и их последствия;
- раскрывать цели и формы проявления террористических актов, характеризовать их
последствия;
- раскрывать основы общественно-государственной системы, роль личности в противодействии
экстремизму и терроризму;
- знать уровни террористической опасности и цели контртеррористической операции;
- характеризовать признаки вовлечения в террористическую деятельность;
- иметь навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и безопасных действий
при обнаружении признаков вербовки;
- иметь представление о признаках подготовки различных форм терактов, объяснять признаки
подозрительных предметов, иметь навыки безопасных действий при их обнаружении;
- иметь представление о безопасных действиях в случае теракта (нападение террористов и
попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд транспортного
средства, подрыв взрывного устройства).
3. Тематическое планирование
8 класс
№
п/п
1.
Наименование разделов и тем программы
Модуль
«Безопасное
и
устойчивое
развитие
14
Всего
4
Количество часов всего
Контрольные
Практические
работы
работы
личности, общества, государства»
Модуль «Военная подготовка. Основы военных
2. знаний»
Модуль
«Культура
безопасности
3. жизнедеятельности в современном обществе»
4. Модуль «Безопасность в быту»
5. Модуль «Безопасность на транспорте»
6. Модуль «Безопасность в общественных местах»
Общее количество часов по программе
9
2
6
7
6
34
0
0
9 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Модуль «Безопасность в природной среде»
Модуль «Основы медицинских знаний. Оказание
8. первой помощи»
9. Модуль «Безопасность в социуме»
Модуль
«Безопасность
в информационном
10.
пространстве»
Модуль «Основы противодействия экстремизму и
11. терроризму»
Общее количество часов по программе
7.
Всего
Количество часов всего
Контрольные
Практические
работы
работы
9
7
6
5
7
34
0
0
4. Содержание учебного предмета
8-9 классы
(68 часов)
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
- фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества,
безопасности страны, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
- стратегия национальной безопасности, национальные интересы и угрозы национальной
безопасности;
- чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера;
- информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН;
- история развития гражданской обороны;
- сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении;
- средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования
фильтрующим противогазом;
- эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при
объявлении эвакуации;
- современная армия, воинская обязанность и военная служба, добровольная и обязательная
подготовка к службе в армии.
Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
- история возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации;
- этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные направления подготовки к военной службе;
- организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
- функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
- особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
- воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
- виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и
военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации
15
(мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, противовоздушной обороны);
- организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи отделения в
различных видах боя;
- состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего;
- вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические характеристики
основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74, ручной пулемет
Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В, снайперская винтовка
Драгунова (СВД);
- назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат
(наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная граната
оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН);
- история создания общевоинских уставов;
- этапы становления современных общевоинских уставов;
- общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и основные
понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск;
- сущность единоначалия;
- командиры (начальники) и подчинѐнные;
- старшие и младшие;
- приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;
- воинские звания и военная форма одежды;
- воинская дисциплина, еѐ сущность и значение;
- обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской дисциплины;
- способы достижения воинской дисциплины;
- положения Строевого устава;
- обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
- строевые приѐмы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд «Становись»,
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной
убор) – снять (надеть)», повороты на месте
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
- безопасность жизнедеятельности: ключевые понятия и значение для человека;
- смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности»;
- источники и факторы опасности, их классификация;
- общие принципы безопасного поведения;
- понятия опасной и чрезвычайной ситуации, сходство и различия опасной и чрезвычайной
ситуации;
- механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения
в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
- основные источники опасности в быту и их классификация;
- защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
- бытовые отравления и причины их возникновения;
- признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи;
- правила комплектования и хранения домашней аптечки;
- бытовые травмы и правила их предупреждения, приѐмы и правила оказания первой помощи;
- правила обращения с газовыми и электрическими приборами; приемы и правила оказания
первой помощи;
- правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
- пожар и факторы его развития;
- условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приѐмы и правила
оказания первой помощи;
16
- первичные средства пожаротушения;
- правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за
ложные сообщения;
- права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
- ситуации криминогенного характера;
- правила поведения с малознакомыми людьми;
- меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при
попытке проникновения в дом посторонних;
- классификация аварийных ситуаций на коммунальных системах жизнеобеспечения;
- правила предупреждения возможных аварий на коммунальных системах, порядок действий
при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
- правила дорожного движения и их значение;
- условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
- правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
- «дорожные ловушки» и правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила
их применения;
- правила дорожного движения для пассажиров;
- обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила
его применения;
- порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных средствах при опасных и
чрезвычайных ситуациях;
- правила поведения пассажира мотоцикла;
- правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда и иных средств
индивидуальной мобильности;
- дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
- правила подготовки велосипеда к пользованию;
- дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
- основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
- порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
- порядок действий при пожаре на транспорте;
- особенности различных видов транспорта (внеуличного, железнодорожного, водного,
воздушного);
- обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных
видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
- приѐмы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате
чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
- общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в
общественных местах;
- правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
- массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
- порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
- порядок действий при попадании в толпу и давку;
- порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
- порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
- опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок
действий при их возникновении;
- порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а
также в случае террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
- порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
- природные чрезвычайные ситуации и их классификация;
17
- опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и паукообразные, ядовитые
грибы и растения;
- автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному
автономному существованию;
- порядок действий при автономном пребывании в природной среде;
- правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
- природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок
действий при нахождении в зоне природного пожара;
- правила безопасного поведения в горах;
- снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимый для
снижения риска попадания в лавину;
- камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения
риска попадания под камнепад;
- сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
- оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
- общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания на оборудованных и
необорудованных пляжах;
- порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на
плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении
человека в полынье;
- наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
- цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;
- ураганы, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и
смерчах;
- грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
- землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при
землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения
вулкана;
- смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого
развития общества;
- правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке (загрязнении
атмосферы).
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
- смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для
человека;
- факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
- элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
- понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
- механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от
них;
- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого- социального
происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия);
- понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
- меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
- диспансеризация и еѐ задачи;
- понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»;
- стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы саморегуляции
эмоциональных состояний;
- понятие «первая помощь» и обязанность по еѐ оказанию, универсальный алгоритм оказания
первой помощи;
18
- назначение и состав аптечки первой помощи;
- порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приѐмы
психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
- общение и его значение для человека, способы эффективного общения;
- приѐмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия
в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
- понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
- условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и
эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
- правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных
проявлениях;
- способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора);
- опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
- манипуляции в ходе межличностного общения, приѐмы распознавания манипуляций и
способы противостояния им;
- приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и
здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы
защиты от них;
- современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного
поведения;
- правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
- понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и примеры информационных и компьютерных
угроз, положительные возможности цифровой среды;
- риски и угрозы при использовании Интернета;
- общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения
опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
- опасные явления цифровой среды: вредоносные программы, приложения и их разновидности;
- правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения опасных ситуаций в
цифровой среде;
- основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и его признаки, приѐмы
распознавания опасностей при использовании Интернета;
- противоправные действия в Интернете;
- правила цифрового поведения, необходимого для снижения рисков и угроз при использовании
Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы);
- деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного
использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность.
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
- понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты
проявления и последствия;
- цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической
опасности;
- основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму,
контртеррористическая операция и еѐ цели;
- признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического
поведения;
- признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их
обнаружении;
- правила безопасного поведения в случае теракта (нападение террористов и попытка захвата
заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд транспортного средства, подрыв
взрывного устройства).
19
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п
Планируе
мая дата
Тема урока
Модуль «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»
4 часа
1.
1. Роль безопасности в жизни человека, общества, государства.
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого2.
2.
социального характера.
Мероприятия по оповещению и защите населения при ЧС и
3.
3.
возникновении угроз военного характера.
4.
4. Защита Отечества как долг и обязанность гражданина.
Модуль «Военная подготовка. Основы военных знаний»
9 часов
Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего
5.
1.
Отечества.
Состав и назначение Вооруженных Сил Российской
6.
2.
Федерации.
Основные образцы вооружения и военной техники
7.
3. Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
(основы
технической подготовки и связи).
Организационно-штатная
структура
мотострелкового
8.
4.
отделения (взвода) (тактическая подготовка).
Виды, назначение и тактико-технические характеристики
9.
5. стрелкового оружия и ручных гранат Вооруженных Сил
Российской Федерации (огневая подготовка).
Общевоинские уставы – закон жизни Вооруженных Сил
10.
6.
Российской Федерации.
Военнослужащие
и
взаимоотношения
между
ними
11.
7.
(общевоинские уставы).
12.
8. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.
Строевые приѐмы и движение без оружия (строевая
13.
9.
подготовка).
Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе
2 часа
14.
1. Основы безопасности жизнедеятельности
15.
2. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях
Модуль «Безопасность в быту»
6 часов
Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых
16.
1.
отравлений.
17.
2. Предупреждение бытовых травм.
Безопасная эксплуатация бытовых приборов и мест общего
18.
3.
пользования.
19.
4. Пожарная безопасность в быту.
20.
5. Предупреждение ситуаций криминального характера.
Безопасные действия при авариях на коммунальных системах
21.
6.
жизнеобеспечения.
Модуль «Безопасность на транспорте»
7 часов
22. 1. Правила дорожного движения
23. 2. Безопасность пешехода
24. 3. Безопасность пассажира
25. 4. Безопасность водителя
Безопасные
действия
при
дорожно-транспортных
26. 5.
происшествиях
27.
6.
Безопасность пассажиров на различных видах транспорта
20
Дата
проведения
28. 7. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте
Модуль «Безопасность в общественных местах»
6 часов
29. 1. Основные опасности в общественных местах.
Правила безопасного поведения при посещении массовых
30. 2.
мероприятий.
31. 3. Пожарная безопасность в общественных местах.
32. 4. Пожарная безопасность в общественных местах.
Безопасные действия в ситуациях криминогенного и
33. 5.
антиобщественного характера.
Безопасные действия в ситуациях криминогенного и
34. 6.
антиобщественного характера.
21
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п
Тема урока
Модуль «Безопасность в природной среде
9 часов
1.
1. Правила безопасного поведения в природной среде.
Безопасные действия при автономном существовании в
2.
2.
природной среде.
3.
3. Пожарная безопасность в природной среде.
4.
4. Безопасное поведение в горах.
5.
5. Безопасное поведение на водоѐмах.
6.
6. Безопасные действия при наводнении, цунами.
7.
7. Безопасные действия при урагане, смерче, грозе.
8.
8. Безопасные действия при землетрясении, извержении вулкана.
9.
9. Экология и еѐ значение для устойчивого развития общества.
Модуль «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
7 часов
10.
1. Общие представления о здоровье.
11.
2. Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний.
12.
3. Профилактика неинфекционных заболеваний.
13.
4. Психическое здоровье и психологическое благополучие.
14.
5. Первая помощь при неотложных состояниях.
Практикум для отработки практических навыков первой
15.
6. помощи и психологической поддержки, решения кейсов,
моделирования ситуаций.
Практикум для отработки практических навыков первой
16.
7. помощи и психологической поддержки, решения кейсов,
моделирования ситуаций.
Модуль «Безопасность в социуме»
6 часов
17. 1. Общение – основа социального взаимодействия.
Безопасные способы избегания и разрешения конфликтных
18. 2.
ситуаций.
Безопасные способы избегания и разрешения конфликтных
19. 3.
ситуаций.
20. 4. Манипуляция и способы противостоять ей.
21. 5. Манипуляция и способы противостоять ей.
22. 6. Современные увлечения. Их возможности и риски.
Модуль «Безопасность в информационном пространстве»
5 часов
23. 1. Цифровая среда - ее возможности и риски.
Вредоносные программы и приложения, способы защиты от
24. 2.
них.
Опасный и запрещенный контент: способы распознавания и
25. 3.
защиты.
26. 4. Деструктивные течения в интернете, их признаки, опасности.
27. 5. Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
7 часов
28. 1. Сущность понятий "терроризм" и "экстремизм".
системы
Основы
общественно-государственной
29. 2.
противодействия экстремизму и терроризму.
системы
Основы
общественно-государственной
30. 3.
противодействия экстремизму и терроризму.
31.
4.
Опасности вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность, меры защиты.
22
Планируе
мая дата
Дата
проведения
32.
5.
33.
6.
34.
7.
Опасности вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность, меры защиты.
Правила безопасного поведения при угрозе и совершении
террористического акта.
Правила безопасного поведения при угрозе и совершении
террористического акта.
23
5. Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса
5.1. Обязательные учебные материалы для учащегося
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс/ Б.О.Хренников,
Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егорова. – М.:Просвещение.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс/ Б.О.Хренников,
Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егорова. – М.:Просвещение.
Н.В.Гололобов,
Н.В.Гололобов,
5.2. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
Библиотека ЦОК https:// m.edsoo.ru
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6.1. Учебное оборудование
- парта ученическая двухместная, регулируемая по высоте – 18 шт.;
- стул ученический, регулируемый по высоте – 36 шт.;
- стол угловой с приставной тумбой – 1 шт.;
- стул полумягкий на круглой трубе- 1 шт.;
- шкаф для учебных пособий, со стеклом – 2 шт.;
- шкаф архивный закрытый – 1 шт.;
- шкаф – тумба – 2 шт.;
- комплект рабочего места преподавателя: Рабочее место преподавателя в составе:
Интерактивный дисплей 75 дюймов NEWLINE TruTouch TT-7519RS (20 касаний), комплект
кабелей (HDMI + USB), кронштейн WizePro F63A, моноблок 3Logic Lime: core i5, 23", 16Gb, 1Tb
SSD, Windows 10 Pro, клавиатура, мышь, ИБП SVC U-1000, Документ камера AverVision U50;
- доска меловая трехэлементная – 1 шт.;
- софиты для меловой доски – 2 шт.;
- цифровая лаборатория по ОБЖ;
- мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки
- дозиметр;
- газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей;
- дыхательная трубка (воздуховод);
- гипотермический пакет
- комплект массо-габаритных моделей оружия;
- макет простейшего Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами;
- укрытия в разрезе»;
- сейф оружейный.
6.2. Оборудование для проведения практических работ
- тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка – 1 шт.;
- тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка – 1 шт.;
- индивидуальный перевязочный пакет – 30 шт.;
- индивидуальный противохимический пакет;
- косынка медицинская (перевязочная) – 3 шт.;
- повязка медицинская большая стерильная;
- повязка медицинская малая стерильная;
- булавка безопасная – 3 шт.;
- жгут кровоостанавливающий эластичный – 3 шт.;
- комплект шин складных средний;
- шина проволочная (лестничная) для ног – 2 шт.;
- шина проволочная (лестничная) для рук – 2 шт.;
24
- носилки санитарные – 2 шт.;
- лямка медицинская носилочная – 2 шт.;
- пипетка;
- термометр электронный для измерения температуры тела;
- тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия
- имитаторы ранений и поражений для тренажера-манекена
- компас-азимут – 15 шт.;
-противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий – 25 шт.;
- макет гранаты Ф-1;
- макет гранаты РГД-5;
- респиратор – 50 шт.
25