Советы участникам и родителям
22.12.2020
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной
этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому
важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам
разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям –
оказать своему ребенку правильную помощь.
Экзамены -
лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не
придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать
волнение.
При правильном подходе экзамены могут
служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель,
которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения
не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что
не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в
жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач. Будьте уверены:
каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме.
Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным
образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно
сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность
гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с
правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене.
Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий,
рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно
много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и
концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте
умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки
на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте
перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется
много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду,
зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы
родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При
усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение
15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20
минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать
ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если
воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту
лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в
долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее,
постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой
способ обеспечит запоминание надолго.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего.
Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо
острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным
волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей
– создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать
ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых
помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте
ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает
мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок
преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания
выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать
на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы,
которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто,
щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая),
и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем
ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения
очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку
индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена.
Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень
активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью
или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии
родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать
свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при
необходимости доработать его), развить умения использовать собственные
интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин
предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное
ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения
бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых
заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями
приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по
дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное
место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и
полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д.
стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не
толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через
каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть
и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку
шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…
Материалы подготовлены на основе книг
Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на
каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также
собственного родительского опыта.